О коррупционных схемах столичных чиновников, нажившихся на нелегальных маршрутках

04 October

Практически весь общественный транспорт Москвы и области было под "крышей" руководства столичного Ространснадзора. Сущая ерунда способствовала проколу чиновников - они взяли взятку на сумму, превышающую миллион рублей. В сравнении с Захарченко - это цветочки, однако следствие продолжается.

 

Недавно судом были арестованы три главных транспортных коррупционера. До 21 ноября за решеткой будут находиться Игорь Суржик, являющийся руководителем центрального управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Московской области, а также замначальника отдела автодорожного надзора по ЗАО, ЮАО, ЮЗАО УГАДН Максим Моргун. Примкнувший к ним Артем Высоцкий (рядовой инспектор по Москве) находится под домашним арестом.

 

Обычные водители с Ространснадзором не сталкиваются. Это федеральное ведомство (подчиняется Минтрансу) осуществляет контроль за общественным транспортом в городах, а на трассах следит, чтобы фуры не ездили с перегрузом. Зато ввозящие товары коммерсанты, практически лезут на стену от «находчивости» инспекторов.

 

Пару дней назад в Армавире взяли сотрудника УГАДН за взятку в 100 тысяч рублей. В Вологде посадили сразу шестерых инспекторов автодорожного надзора - они брали мзду вообще со всех дальнобойщиков, которые проезжали мимо.

 

29 сентября 2016 года Генпрокуратурой были наказаны девять сотрудников Ространснадзора по ЦФО за то, что они нарушили антикоррупционное законодательство. Чиновники в обход законов без конкурса осуществляли все закупки только у одного бизнесмена.

 

ДАЙТЕ МНЕ ОСЬ, И Я РАЗБОГАТЕЮ

 

Давайте посмотрим на основные коррупционные схемы.

 

Настоящей кормушкой является взвешивание фур на федеральных дорогах. Согласно правилам, вес грузовика с товаром не должен весить превышать 40 тонн. Помимо этого, отдельно учитывают и нагрузку на каждую ось (чисто российское ноу-хау, в Европе такого нет). Если прицеп будет не верно заполнен, а какое-либо колесо будет передавлено, то штраф обеспечен - несмотря на то, что общая масса машины может оставаться в пределах нормы.

 

Начальник управления Ространснадзора по Московской области Игорь Суржик брал с нелегальных маршруток взятки, чтобы те не платили разорительные штрафы. Фото: Михаил ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

 

- Нигде в стране нет частных весов, показывающих нагрузку на оси, - сообщил «КП» Александр Котов, являющийся председателем профсоюза водителей-дальнобойщиков. - Данное оборудование есть только у проверяющих служб. Грузовик может весить 37 - 38 тонн (с запасом вписываться в нормы), но все равно фирму накажут.

 

Штраф на юрлицо от 150 до 800 тысяч рублей. Пара таких протоколов, и коммерсант будет просто разорен. Поэтому инспекторы за благодарность соглашаются выписать штраф только на должностное лицо - это уже 25 - 30 тысяч рублей.

 

ВОЛШЕБНЫЕ ВЕСЫ

 

Можно понять ситуацию, когда контролеры наказывают только нарушителей, которые ездят с перегрузом и разрушают дороги. Тем не менее, с помощью «правильных» весов инспектор может прижать любого!

 

- Все дальнобойщики знают проклятое место в Набережных Челнах (Татарстан), - рассказала «КП» хозяйка транспортной фирмы Екатерина. - В городе три пункта весового контроля, объехать их невозможно. Все транзитные фуры проверяют в каждом месте. Двое весов проходишь нормально, а на третьих у тебя неожиданно обнаруживают перегруз.

 

Далее всех грузовиков-нарушителей направляют на штрафстоянку в 70 километрах от города. Водитель вынужден съездить на такси в местный УГАДН для оформления протокола. Работники у весов бумаги сами не заполняют. Если фуру остановили в ночное время, то шофер должен дождаться следующего дня, чтобы попасть на прием. Вдобавок, стоимость часа спецпарковки составляет 150 рублей.

 

- По всей стране хозяева штрафстоянок подкармливают инспекторов, - сообщил «КП» источник в Ространснадзоре. - Чаще всего прибыль делится 50 на 50.

 

Как сообщила Екатерина, наказание практически не подлежит обжалованию. Взвешивают фуру сотрудники УГАДН, а штраф выписывается инспекторами ГИБДД. Если пожаловаться одним, то тебя тут же отфутболят в другую структуру. И так до бесконечности.

 

Следователи считают Максима Моргуна одним из главарей транспортной мафии. Он гарантировал автобусным компаниям, что их не будут слишком часто проверять. Фото: Андрей Любимов/Агенство «Москва»

 

ПРИПИСАННЫЕ ТОННЫ

 

С весами грешат и в столичном регионе. Фуре спокойно могут приписать лишнее, для взымания денег с водителя.

 

- Этим летом мой грузовик вез стальные балки, - рассказывает «КП» свою историю предприниматель Сергей. - Я знал, что машина с товаром весила 34 тонны. У продавца на металлобазе точные цифровые весы - с их помощью учитывается груз, а платить надо за каждый килограмм. Вдруг фуру остановили на пункте весового контроля. После того, как была проведена проверка (недалеко от пересечения МКАД и Волгоградского проспекта. - Авт.) водителю сказали, что у него общий вес 35,5 тонны и есть перегруз по одной оси. Внезапно нарисовались лишние 1,5 тонны.

 

Машина была срочно эвакуирована на штрафстоянку. За услуги тягача Серей заплатил практически 30 тысяч рублей. К тому же - 150 тысяч штрафа за перегруз. На парковке есть контрольные весы, но пользоваться ими сразу не разрешают! Тяжеловоз взвешивают только на выезде, когда фургон облегчат.

 

- В кузове вместе с балками лежала упаковка деталей весом ровно в 1 тонну и 5 кило, - продолжил рассказ Сергей. - Это заводская продукция в таре. Мы вынули одну эту коробку и загнали грузовик на проверочные весы штрафстоянки. Оказалось, что машина полегчала на 2,5 тонны! Приписка сразу и вскрылась.

 

Коммерсант подал жалобу, но до сих пор штраф с него не был снят. В ответ Сергей получил какие-то невнятные отписки.

 

ПЛАТЯТ ДАЖЕ ЛЕГАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ

 

Ну и, конечно, Ространснадзором контролируется общественный транспорт в городах (за что и задержали Суржика, Моргуна, Высоцкого).

 

- Я лично знаю о нескольких десятках нелегальных маршрутов в Москве, - заявил «КП» Юрий Свешников, являющийся главой Московского транспортного союза. - Сколько раз жаловались, а они так никуда и не делись.

 

Пункты взвешивания грузовиков - настоящая лотерея. Можно легко пройти один и запалиться на другом. Доказать, что весы накручены, практически невозможно. Фото: PhotoXPress.ru

 

- За денежные средства сотрудники УГАДН сообщали представителям организаций о планирующихся проверках и не привлекали указанных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения, - сообщили «КП» сотрудники Следственного комитета.

 

Я сам жаловался на маршрутку № 633, которая до сих пор ездит от метро «Кузьминки» до «Марьино» через район Люблино. Водитель никакие проездные не принимает, а возит лишь за наличные. Он является явным нарушителем. Неудивительно, что перевозчик так и не был ни кем прижат. Ведь сами контролеры перед рейдом оповещали его о готовящейся акции.

 

Сотрудники транспортных компаний неплохо платят Ространснадзору за подобную информацию - до 70 - 100 тысяч ежемесячно. Ведь каждая маршрутка, которая ездит незаконно, может быть оштрафована на 300 тысяч рублей.

 

- Должностные лица УГАДН получили взятку за общее покровительство коммерческим организациям, осуществляющим перевозки на территории города Москвы и субъектов РФ, - добавили в Следственном комитете.

 

Значит, чиновники получали деньги не только от нелегалов, но и от вполне законных перевозчиков!

 

- Закошмарить можно кого угодно, - полагает Свешников. - Транспортную компанию могут лишить лицензии на работу за нарушение «Правил перевозок пассажиров». Эти правила содержат свыше 200 различных пунктов. Максимальная высота таблички с маршрутом: 140 мм. У двери должна висеть табличка «Вход». Любой проверяющий найдет, к чему прикопаться.

 

Вот коммерсанты и платили мзду.

 

В 2015 году московский Ространснадзор развлекался тем, что эвакуировал на штрафные стоянки маршрутки за отсутствие карты маршрута. Закончилось все тем, что Генпрокуратура сделала Суржику (тому самому) представление за превышение полномочий. После этого эвакуировать перестали.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Существует два способа борьбы с коррупцией. Первый: необходимо на грудь всех инспекторов Ространснадзора вешать камеру, как уже было сделано с некоторыми гаишниками. Пусть запись идет в течение всего дежурства. Тогда брать на лапу станет непросто.

 

Второй: штрафстоянки необходимо сделать государственными. Сейчас парковки частные, их хозяева наличкой рассчитываются с работниками УГАДН за новых «клиентов». А если деньги будут уходить в бюджет, то и на лапу давать станет некому.

 

 

 

 

]]>http://www.saratov.kp.ru/daily/26589/3605235/]]>

Автор: 
Время публикации: 
вторник, октября 4, 2016 - 17:15