Политика Трампа может обернуться ядерным пеплом

07 December

После того, как Дональд Трамп одержал победу на выборах в президенты Штатов, Договор о нераспространении ядерного оружия оказался под вопросом.

 

О том, что из-за предвыборной риторики Трампа и других событий текущего года договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) грозит крах, сообщил Вячеслав Кантор, который является главой Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.

 

© Коллаж/Ридус

 

Он напомнил, что в речах недавно избранного президента США присутствовали некоторые тенденции изоляционизма, в том числе рекомендации для Японии и Южной Кореи больше проявлять самостоятельных усилий по обеспечению своей безопасности. «Это уже привело к активизации требований в Южной Корее по приобретению ядерного оружия. А ведь рядом мощная, технологически развитая Япония, которая способна в кратчайшие сроки создать собственный ядерный арсенал», — отметил Кантор на заседании наблюдательного совета форума в Лондоне.

 

По его мнению, на судьбу ДНЯО может также повлиять Brexit, неснижаемая напряженность на Ближнем Востоке и Корейском полуострове, взаимные претензии Москвы и Вашингтона к договору о ракетах средней и меньшей дальности. «Все это грозит крахом договору о нераспространении ядерного оружия с учетом эффекта домино», — заключает эксперт.

 

Вместе с тем он признает, что сейчас преждевременно давать устойчивые оценки новой ядерной политике американской администрации: предвыборная риторика, как известно, не всегда воплощается в реальную политику. Согласен с этим и научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Владимир Новиков. «Говорить о том, какой окажется политика Трампа, можно будет только ближе к июлю, когда его команда станет уже сформирована и прописаны какие-то первые официальные документы», — сказал он «Ридусу».

 

Безусловно, подобные заявления Трампа стимулируют «ястребов» в Южной Корее и Японии активнее выступать с заявлениями о необходимости обеспечить собственную безопасность. Но в какой мере это спровоцирует стремление Токио и Сеула к обладанию собственным ядерным оружием, вопрос достаточно сложный. Обе страны являются членами ДНЯО. По уставу договора они не имеют права обладать ядерным оружием, разрабатывать его и получать от кого бы то ни было. Если они пойдут на это, режим нераспространения ядерного оружия действительно рухнет, со всеми вытекающими последствиями.

 

© commons.wikimedia.org

 

«Но безопасность можно разными путями обеспечивать, насколько я понимаю, сейчас главным образом обеспечить ее они могут только за счет США. В первую очередь, как они считают, — за счет развертывания полномасштабной ПРО в регионе», — замечает эксперт.

 

В целом и риторика нового руководителя США, и другие названные факторы в определенной степени действительно являются угрозой для режима нераспространения ядерного оружия и создают негативный фон вокруг него. И это будет очень сильно влиять на результаты очередной конференции по ДНЯО 2020 года.

 

«Безусловно, всякое осложнение международной обстановки, деградация стратегической стабильности вызывает у стран, озабоченных своей безопасностью, попытки ее обеспечить в первую очередь своими путями, — рассуждает Владимир Новиков. — Для стран не самых крупных единственный способ сдержать полномасштабную агрессию, угрозу существованию режима, да и физическому существованию его лидеров, как это было в Ливии и Ираке, — это ядерное оружие. С этой точки зрения да, это способствует, это косвенно влияет. Но существуют и факторы, которые этому препятствуют. Создание ядерного оружия — совсем не простое дело и экономически, и научно-технически, и военно-технически, и политически в том числе. Поэтому тут надо каждый раз взвешивать. Ядерное оружие создавалось исключительно тогда, когда совпадали экономические и политические, военно-стратегические и научно-технические предпосылки».

 

© commons.wikimedia.org

 

Можно сказать, что обострение международной обстановки во всех его проявлениях — одно из необходимых условий появления ядерного оружия в этих странах, но недостаточное. Это может привести к тому, что в Японии и Южной Корее в какой-то мере будут усиливаться позиции тех, кто выступает за обладание ядерным статусом, а на Ближнем Востоке это будет способствовать проявлению интереса к развитию ядерной энергетики, сначала мирной, но потом она может трансформироваться и в военную. А вот трансформируется или нет — неизвестно. Мировое сообщество должно этому препятствовать.

 

Гораздо больше эксперта беспокоит другая риторика Трампа: его достаточно негативное отношение к иранской сделке, венским договоренностям, так называемому СВПД (совместный всеобъемлющий план действий). Этот договор был заключен не между США и Ираном, а между президентами двух стран — Барком Обамой и Хасаном Рухани, и формально у Трампа есть причины для того, чтобы его пересмотреть. Однако в этом случае у остального мира возникнет вопрос: насколько можно доверять американскому президенту и Америке вообще с точки зрения надежности как переговорщиков. Тем более что в этом же договоре участвуют и другие государства.

 

«Если этот договор рухнет, проблема ракетно-ядерного потенциала Северной Кореи не разрешится еще бог знает сколько лет. В этом смысле да, это будет удар по нераспространению», — подводит итог Владимир Новиков.

 

Договор о нераспространении ядерного оружия был подготовлен Комиссией ООН по разоружению и вступил в силу в 1970 году. Он подписан 190 государствами и содержит их обязательства по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии.

 

 

 

 

Источник: ]]>https://www.ridus.ru/news/238338]]>

Время публикации: 
среда, декабря 7, 2016 - 16:30