Николай Троицкий: "Россия неудачно открыла второй раунд войны спортивных компроматов"

08 December

Спортивные баталии отгремели и утихли на ближайшие два года, а вот антидопинговые продолжаются и по сей день. Недавно хакерская группа Fancy Bears опубликовала данные еще о четверых участниках Олимпиады этого лета в Рио-де-Жанейро, которым Всемирное допинговое агентство (WADA) спустило с рук применение, конечно же, исключительно в терапевтических целях, запрещенных препаратов из собственного же списка. WADA по поводу опубликованной информации пока отмалчивается.

 

Со стороны это может показаться странным, но профессиональные спортсмены, судя по всему, являются людьми крайне нездоровыми и нуждающимися в лекарственной поддержке. Так, по данным Fancy Bears, «болезными» оказались звезды мирового тенниса сестры Уильямс, гимнастка Симона Байлс, велогонщик Брэдли Уиггинс. Пловец из Канады Брайан Кокрейн, например, лечился препаратами из списка WADA от астмы, новозеландский велогонщик Итан Митчелл – от зубной боли. Дальше - больше: два неназванных атлета, как выяснили хакеры, страдали от лишнего веса и пытались похудеть, принимая кокаин.

 

Анонимные хакеры не только сыплют именами – они также опубликовали выдержки из деклараций об использовании (Declaration of Use, DOU), т.е. анкет, которые спортсмены, в т.ч. и уличенные в приеме допинга, заполняли перед прохождением допинг-контроля, и в которых должны были в них они должны указать все препараты, что они принимали в последнее время. Так вот, согласно этим документам, все принятое внутрь этими спортсменами и рядом не лежало со списком WADA – только разрешенные препараты.

 

На эту тему корреспонденту "Ньюс пула" интервью дал один из известнейших столичных журналистов и политологов Николай Троицкий.

 

- Первый раунд войны компроматов был приурочен к Играм в Рио. Сейчас мы наблюдаем самое начало второго раунда, в котором Москва сыграла на опережение. К какому событию он может быть привязан? Не к мировому же первенству по футболу в России, до которого еще далеко.

 

- Я думаю, это именно попытка сыграть на опережение, причем не самая удачная. Нас ведь ждут не только Чемпионат мира по футболу, намеченный к проведению в России, но и зимние Олимпийские Игры в Южной Корее.

 

На самом деле речь тут следует вести не о том, что кого-то за прием допинга притягивают к ответу, а кому-то его спускают с рук. Спортсмены, как и все люди, могут страдать от различных заболеваний и имеют вполне законное право лечиться от них различными лекарственными препаратами, и проблема заключается в том, что этим правом зачастую злоупотребляют, причем не спортсмены, а спортивные чиновники.

 

Лично я ничего компрометирующего в опубликованной хакерами информации не вижу. Правда, остается невыясненным один вопрос: почему не зафиксировано ни одного случая употребления запрещенных препаратов в терапевтических целях среди российских спортсменов? Вот если бы кто-то из них заявил претензию на такое их использование, и получил бы от WADA отказ, тогда как всем другим это было позволено, вот тогда и можно было бы говорить о системе двойных стандартов. Но ведь подобных запросов от россиян не было, и WADA совершенно спокойно может в таком случае возразить: все на здоровье жалуются, и вам не заказано, так что ж вы не обращаетесь? Поскольку подобная процедура существует на совершенно законных основаниях, то и речи о компромате идти не может.

 

Другое дело, что WADA никогда не выставляло список «кому можно» на широкое обозрение. Какой-то он оказался то ли секретный, то ли закрытый, то ли просто малодоступный, «подвластный» только анонимным хакерам. Хотя, мне кажется, в спортивных кругах все о его существовании в курсе, как и о том, кто в нем числится. Даже я не первый год, например, слышу о норвежских лыжниках-астматиках. Конечно, не исключено, что не такие уж они и астматики, однако это вопрос к проверяющим инстанциям.

 

Мне кажется, что вся эта история закончится тем, что процедура получения разрешение от WADA на употребление запрещенных препаратов в терапевтических целях станет более открытой - каждый, если захочет, сможет получить информацию о том, почему тот или иной спортсмен принимает те или иные препараты. И это будет правильно – и почвы для злоупотреблений станет меньше, и контроль станет строже, и шума, в случае чего, больше.

 

Впрочем, российских атлетов, «пролетевших» этим летом мимо Олимпиады и Паралимпиады, это мало утешит. И меня по-прежнему «терзают смутные сомнения», что им удастся попасть и на зимние Олимпийские Игры. Кампания против российской сборной далеко не закончилась, ведь выбить ее полностью из Игр и избавиться, таким образом, от сильных конкурентов так и не удалось, а значит – попытки продолжатся. Конечно, Россия всячески будет их предотвращать, однако удастся ли нам это – большой вопрос. Мне кажется, что как минимум части нашей сборной мы на предстоящей зимней Олимпиаде не досчитаемся.

 

Не могу не сказать, как мне жаль, что спорт на Олимпийских Играх заменила политика, ведь политические баталии и более предсказуемы, и менее зрелищны. Впрочем, остается надежда, что в мировой политике произойдут определенные изменения, которые повлекут и изменения в олимпийском движении, но пока говорить об этом рановато.

Время публикации: 
четверг, декабря 8, 2016 - 16:00