Теневая занятость не поддается ликвидации

11 April

Недавно в Правительстве РФ гордо заявили, что теневую занятость можно ликвидировать за пять лет. Однако, остаются сомнения.

 

Сегодня власти на местах пытаются убеждать работников, чтобы они выходили из тени. На этом поприще результаты более чем плачевные. Оставшиеся без работы люди не хотят вставать на учет в центрах занятости. Максимальный размер пособия по безработице – 4900 рублей в месяц, минимальные выплаты – 850 рублей. Причем минимум получает большинство. Что такое 850 рублей в наши дни? Вот и сохраняется на бумаге благостная картина чрезвычайно низкой «безработицы» – люди не видят смысла в регистрации в статусе безработного. Попытки же грозить лишением незарегистрированных безработных права на ОМС, штрафом за безработицу (с каких сумм?), а то и тюремным заключением за тунеядство ничего, кроме раздражения, не вызывают.

 

Призывы к работникам «сдавать» работодателя также успеха не имеют. Немногие понимают, что «черная зарплата» – это не только деньги с нелегального бизнеса. Это попытка работодателей не платить за работника взносы в пенсионный фонд, фонд соцстраха и медстрахования. Работник рад получать ощутимые 20-30 тысяч в конверте, а не 10-15 через ведомость, потому что хочет жить здесь и сейчас, а не в расчете на символическую пенсию через несколько десятков лет. То, что пенсия может оказаться символической, он знает на примере своих родителей. Для того чтобы призывы выйти из тени подействовали, работник должен увидеть, что от уплаты налогов хоть что-то улучшается для него, а не для армии депутатов, чиновников и околовластных общественников. Плюс его должны перестать запугивать новой пенсионной реформой «накопи на пенсию сам».

 

Интересно, что государство, публично признавая нынешнюю пенсионную систему несостоятельной, как-то забывает, что когда ее принимали, все министерства и ведомства признавали ее замечательной.

 

Разные прирученные общественники замечены только на бесконечных совещаниях да сомнительных редких и бессистемных проверках работодателей. Проверки в основном проводятся точечно, хотя есть целые отрасли, начиная с пассажироперевозок, которые требуют общественного контроля на предмет соблюдения трудового законодательства. Не секрет, что теневая занятость часто сопровождается произволом работодателей по отношению к работникам. Но, разве не общественные организации правозащитной направленности должны помогать создавать реально независимые профсоюзы, чтобы защищать права работников?

 

Давно замечено, что каждое совещание на тему теневой занятости сопровождается заклинаниями на тему «ну, давайте же найдем способы бороться, предлагайте». Не предлагают, или предлагают странное и неэффективное. Может быть оттого, что проблему видят не так и решение ищут не там? Ведь на самом-то деле проблема – в низком уровне доходов населения, вызванном слабым развитием экономики, которая должна быть направлена на удовлетворение базовых потребностей людей в продовольствии, жилище, медицинском и социальном обеспечении, комфорте и безопасности.

 

Когда-то в СССР, а сейчас в развитых странах Запада, наличие работы – гарантия достойной жизни и обеспеченной старости, и человеку не нужно искать другие приработки и сомнительные источники доходов, чтобы выжить. Может быть, проблема теневой занятости не решается оттого, что всех все устраивает и все осознают, что разговоры ведутся для галочки, а не для реального влияния на ситуацию.

Время публикации: 
вторник, апреля 11, 2017 - 06:00