Александр Коновалов: "Европа не станет впрягаться за Украину в противостоянии с Россией"

23 November

Похоже, российский Крым становится излюбленной площадкой для провокаций украинских силовиков. По информации Министерства обороны РФ, двое российских военнослужащих были незаконно задержаны сотрудниками СБУ рядом с границей полуострова в минувший понедельник и насильно вывезены в Николаевскую область, где против них уже начато сфабрикованное уголовное дело. Минобороны РФ потребовало выдачи задержанных российской стороне, однако ситуация пока остается прежней.

 

Как сообщил РИА Новости источник из крымских силовых структур, через подставных лиц украинские силовики заманили контрактников Максима Одинцова и Александра Баранова к пункту пропуска «Джанкой», где им якобы должны били передать документы о получении высшего образования в украинских ВУЗах. Однако после выхода за территорию РФ ребята были задержаны и вывезены в Николаев, где почти сразу арестованы судом на два месяца. Им вменяется дезертирство и государственная измена, поскольку после вхождения Крыма в состав России Одинцов и Баранов, служившие на тот момент в украинской армии, перешли на службу в российскую.

 

По мнению пресс-секретаря президентской администрации РФ Дмитрия Пескова, первостепенное значение имеет тот факт, что оба задержанных военнослужащих являются гражданами РФ, а не факт их службы ранее в украинской армии. Ясности в ситуацию добавил и российский министр иностранных дел Сергей Лавров, заявив, что делом о провокации СБУ уже занимаются соответствующие органы. Татьяна Москалькова обратилась к своей коллеге, украинскому омбудсмену по правам человека Валерии Лутковской с просьбой разрешить ей посещение задержанных.

 

На эту тему корреспонденту "Ньюс пула" интервью дал президент Института стратегических оценок, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России Александр Коновалов.

 

- Что это было: захват заложников для последующего обмена (как Савченко выменяли на Ерофеева и Александрова), «приглашение на войну» (чтобы весь мир, наконец-то, разглядел в России агрессора) или нечто третье?

 

- Да вы понимаете, история получается в целом какая-то мутная. Какие-то профессиональные военнослужащие, которые служат то в одной армии, то в другой, но при этом ведут себя как дети малые – «заманили», «пообещали», «схватили». Что, они не догадывались, что граница – не простое место, сюда покалякать о делах не ходят? И где, кстати, в момент задержания были пограничники? В общем, складывается отчетливое впечатление, что нам попросту не говорят всего.

 

Поэтому на самом деле эта ситуация с равным успехом может быть чем угодно: и захватом заложников, и демонстрацией украинской стороны того, насколько беспощадной она может быть к гражданам любых государств, нарушающих, с ее точки зрения, ее, украинские, законы, как те же злосчастные Одинцов и Баранов, которые должны были остаться в украинской армии, а вместо того переметнулись в российскую. Как говорится, один – разведчик, а второй – шпион, все зависит от того, с какой стороны посмотреть.

 

Конечно, если будет на кого обменять этих контрактников – обменяют. Но что-то мне подсказывает, что здесь имеет место не формирование «обменного фонда», а дальнейшая эскалация напряженности в российско-украинских отношениях. Этому, по сути, посвящается все, что происходит на российско-украинской границе в Крыму, это ни для кого не новость, почему обо всех подобных инцидентах мы и забываем через несколько часов.

 

Конечно, Украине хочется показать всему миру «истинное лицо» России – лицо агрессора. Но о «приглашении на войну» речи все-таки не идет, хотя бы потому, что российская сторона не принимает и не примет это «приглашение». Так что Запад может спать спокойно – противостояние России и Украины во всеевропейскую войну не выльется. Это не нужно России, не нужно и Европе, которая живет, по сути, весьма неплохо - тихо, сыто и чисто – и меньше всего мечтает «впрячься» против России за «молодую украинскую демократию».

 

- В данном случае имеет место неприкрытое похищение украинскими спецслужбами граждан России. Каким должен быть адекватный ответ Москвы на эту провокацию? А чего ждать де-факто?

 

- Как показывает простейший житейский опыт, в любом обмене «любезностями» в выигрыше оказывается тот, кто первый откажется от плевка в сторону соперника и сделает шаг назад, оставшись при своем мнении. Конечно, какие-то шаги российская сторона должна будет сделать, и сделает. Что-то будет предпринято по дипломатическим каналам – тот же обмен, например, что-то, возможно, на внутриполитическом направлении – учитывая сложную социально-экономическую обстановку в обеих странах, это может быть взаимовыгодно.

 

- Все провокации киевского режима сходят ему с рук (нападения на российское посольство, подрывы систем жизнеобеспечения, похищения людей и т.д.). До чего может довести «политика кота Леопольда», которую российские власти проводят в отношении Украины?

 

- Мне кажется, что на настоящие диверсии, связанные с возможными человеческими потерями, Украина вряд ли пойдет – ни в репутационном, ни в политическом, ни в экономическом отношении она ничего на этом не заработает. Украине выгодно позиционировать себя перед Западом как жертву российской агрессии, и открытые выступления будут работать против этого имиджа. Так что взрывов на крымских пляжах бояться не стоит. Еще менее вероятны подобные акции в других российских регионах и городах.

 

Однако российско-украинская система функционирует в режиме постоянного перенапряжения, так что нельзя исключать возможности ее элементарного сбоя. Если Россия продолжит поддерживать Донбасс, вынуждая тем самым Украину на силовые действия в этом регионе, то, вполне возможно, случится что-нибудь плохое, подобное, например, инциденту со сбитым «Боингом». Однако вряд ли это будут военные акции, скорее, что-то, направленное на подрыв международной репутации России.

Время публикации: 
среда, ноября 23, 2016 - 15:00