Максимум прайс: в отсутствие конкуренции среди поставщиков медикаментов Москва закупает лекарства по максимальной стоимости.

24 January

В конкурсах от Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) нередко побеждает один-единственный претендент, а лекарства закупаются по максимальной цене. По мнению участников рынка, такой механизм является системой.

 

Конкурсы без конкурентов

Почему так происходит? Торги не состоялись, контракт получает один участник. В минувшем году подобное произошло 26 раз. Причем, по информации газеты "Ведомости", речь идет о солидных тендерах со стартовой ценой лота от 200 миллионов целковых.

Как же происходит "впаривание" завышенных по цене лекарств? Согласно нехитрой схеме, в качестве стартовой цены берется максимальная. По идее,  участники конкурса должны играть на понижение, но когда желающих посоревноваться нет, цена остается стартовой, то есть самой высокой. В результате столица из-за отсутствия конкуренции закупает лекарства по наиболее высокой цене из возможных.

 

Пропавшая грамота минэкономразвития

То, что система работает так по сей день, очень странно. Ведь такой подход к закупкам раскритиковал еще в конце прошлого года вице-мэр Москвы Леонид Печатников, в связи со скандалом с 62-ой московской городской онкобольницей.

Тогда главврач МГОБ №62 Анатолий Махсон (теперь уже бывший) сообщил, что столичные чиновники намеренно платят втридорога за медикаменты и медицинские аппараты. К такому выводу Махсон пришел, сопоставив закупочные цены своего медучреждения и ДЗМ.

В ответ Печатников говорил, что единственное, в чем он согласен с Махсоном, - что в последние годы цены резко взлетели из-за письма МЭР РФ, предложившего устраивать конкурс именно на понижение цены.

"К сожалению, ни министр здравоохранения, ни я, ни мэр, не знали об этом письме",  - подчеркнул господин Печатников. По его словам, злосчастная указивка прошла по департаментам всея Руси, поэтому цены стали расти как на дрожжах, причем везде это письмо было, а в Министерстве здравоохранения его "не было". Когда же зам столичного мэра узнал о письме, он сразу помчался к Собянину, а тот, в свою очередь, уведомил об зловредной инициативе МЭР главу Минздрава и премьер-министра, после чего письмо "было дезавуировано".

Тут возникает вопрос: как о письме, поменявшем правила закупок лекарств по всей России, могли не знать ДЗМ, столичный мэр, федеральный министр здравоохранения и глава Кабмина РФ? Но, что интересно, после "дезавуирования" документа все продолжают поступать по-прежнему, ведя дела при том же отсутствии конкуренции.

 

Тесный круг госпоставщиков

Как пояснют находящиеся "в теме" эксперты, круг компаний, имеющих возможность участвовать в госторгах, достаточно серьезно ограничен. К таким фирмам предъявляются очень серьезные требования по гарантиям. У компании должно быть зарезервировано на счетах определенный объем средств, они должны обладать определенными лицензиями, а также - иметь возможность поставлять те или иные лекарства, то есть иметь определенные "завязки" с поставщиками.

По словам пожелавших остаться анонимными участников рынка, ДЗМ укрупняет аукционы, и они становятся неподъемными для мелких и даже средних фирм. А поскольку в лот объединяются несколько различных товарных единиц, в поставках не могут участвовать производители. Тут "на помощь" последним приходят фирмы-посредники. Ну а за счет появления лишнего звена в цепочке "производитель - потребитель" цена, как минимум, не снижается, а в основном становится выше на одну десятую - одну пятую, а иногда и больше, в зависимости от вида оборудования или наименования лекарств.

Понятно, что поменять данную систему будет очень трудно, ведь на кону стоят огромные деньги. Неудивительно, что нескольких крупных поставщиков лекарств столичному здравоохранению связали с фирмой ЕМС, в которой некогда трудился заммэра Печатников.

О том, что московский рынок медицинских госзакупок - просто Клондайк для желающих погреть на этом руки, свидетельствуют подсчеты "Ведомостей". Согласно им, траты столичных властей на медпрепараты и оборудование сопоставимы с расходами Минздрава РФ на все остальные вместе взятые субъекты Федерации.

 

Письмо МЭР и недействующие законы

В то же время, ввице-мэр Леонид Печатников обратился в ФАС, попросив антимонопольщиков объяснить, как устанавливать цены на лекарства на государственных торгах. Печатников приводит в письме два закона, регламентирующих госзакупки. Одним из документов, отмечает вице-мэр Москвы, может пользоваться ограниченное число госзаказчиков с особой формой собственности, но применять департаменту здравоохранеия его нельзя. Второй закон, содержащий методы обоснования стоимости лекарств, также не мог быть применен, поскольку противоречит письму МЭР, рекомендовавшему заказчику ставить в качестве начальной стоимости самую высокую зарегистрированную цену. 

Как сообщили в Федеральной антимонопольной службе, запрос Печатникова был передан в Минэкономразвития.

Время публикации: 
вторник, Январь 24, 2017 - 17:45