ВМФ утилизирует две крупнейшие атомные субмарины

23 January

Минобороны РФ приняло решение об утилизации двух крупнейших в мире атомных подводных лодок. Якобы, «Архангельск» и «Северсталь» проекта 941 («Акула») нерентабельны для ВМФ, поэтому уже выведены с боевого дежурства.

 

Эти лодки были созданы в 1970-х годах. Подводные ракетоносцы - самая малоуязвимая часть оборонной триады. Найти лодки в море сложнее, чем мобильные наземные системы и атомные поезда.

 

Вообще, подводная лодка, или другое судно морского или океанского класса - это дорогостоящий корпус с основными механизмами, который морально и физически стареет десятилетиями. Может устареть начинка и вооружение, но их дешевле заменить на новые, чем делать новое судно. Фактически, полвека для таких атомных субмарин - реальный срок эксплуатации, а при глубокой модернизации может и дольше.

 

Однако, специалисты уверяют, что новых межконтинентальных баллистических ракет для подготовленных к утилизации лодок попросту нет - то есть, их нечем вооружить. Гарантийный срок хранения имеющихся ракет истек, а производились данные изделия только на днепропетровском «Южмаше». Нерентабельность проекта заключается еще и в том, что стоимость модернизации этих лодок до современного уровня, под новое вооружение и автоматику больше, чем цена постройки новых.

 

Одну, да - переделали под испытания нового проекта «Булава». Были планы модернизации по варианту американского «Огайо» - под крылатые ракеты, но «Архангельск» и «Северсталь» оказались слишком большими. К тому же, и оборонная концепция поменялась: теперь упор делается на сухопутные мобильные пусковые установки.

 

Есть такой экономический критерий: стоимость - эффективность. Для сравнения, американская атомная лодка «Огайо» несет на борту 24 ракеты, имея водоизмещение 19 тысяч тонн. А российские лодки проекта «Акула» несут 20 ракет и команда по численности больше почти в два раза чем на американце. Это, конечно, нерентабельно.

 

С другой стороны, «Акулы» плавали под льдом в Арктике. Шумность проекта вполне нормальная для размера лодок такого класса. Надо учитывать три их корпуса, большой диаметр шахт, хороший потенциал для модернизации. Они несли на себе ракеты «Барк» с системой старта из подо льда. На ракете имелось 10 блоков по 200 килотонн, а на нынешнем проекте атомных субмарин ракеты «Булава» несут максимум 7 блоков по 100 кт.

 

Хотелось бы обратить внимание, что из шести построенных в СССР лодок проекта «Акула» модернизирована была лишь одна в 1990-е годы. Зато три порезали на металлолом: ТК-202 (в 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США), ТК-12 (утилизирован после 2005 года), ТК-13 (утилизирован в 2009 году).

Время публикации: 
вторник, Январь 23, 2018 - 14:45