С Игоря Стрелкова потребовали сотни миллионов за малазийский «Боинг»

09 February

 

Недавно Окружной суд Северного округа Иллинойса признал виновным Игоря Стрелкова в ответственности за гибель пассажиров и экипажа малазийского «Боинга» в небе над Украиной в июле 2014 года. По решению суда заочный ответчик обязан выплатить родственникам жертв компенсации на сотни миллионов долларов.

 

Решение нелепое, ибо до сих пор отсутствуют официальные итоги расследования резонансной авиакатастрофы. Однако в зарубежном судопроизводстве подобные иски встречаются нередко и не вызывают особых вопросов.

 

Вину Игоря Стрелкова за приказ о крушении лайнера никто не признал, как неизвестны причины самой аварии. Но суд американского штата довольствовался гражданскими исками родственников погибших и безо всякой доказательной базы возложил вину на одного человека, который уж точно никак не причастен к событию.

 

По идее Российская Федерация как государство обязана обжаловать столь странное решение, но она не привыкла защищать права своих граждан, не входящих в «элиту».

 

В советской и российской системе действует простой и понятный принцип - гражданский иск потерпевшего к подозреваемому/обвиняемому становится возможным, только когда он становится осужденным по уголовному делу. Т.е. в отношении него есть вступивший в силу обвинительный приговор, а потерпевшие признаны таковыми. Это вполне логичная и справедливая схема. 

 

Но западная система юриспруденции совсем иная. Там могут быть отдельно уголовные (где возможно наказание лишением свободы) и гражданские (наказание только деньгами) процессы. Один и тот же человек, за одно и то же преступление может быть, к примеру, оправдан в уголовном суде, но признан виновным в гражданском. Причина тому - вероятность доказательства вины.

 

Если в уголовном суде вина человека обязана быть доказана и допускаются только очень минимальные сомнения, то в гражданском достаточно маленького перевеса в доказательствах, чтобы принять решения о возмещении ущерба пострадавшему. То, что суд может наказать виновных и присудить компенсацию родственникам жертв - это хороший признак правового государства.

 

С другой стороны, решение по Стрелкову очень странное. Ведь даже если доказана вина ополченцев Донбасса, а не украинской стороны, то все-равно - кто такой Игорь Стрелков? Высокопоставленный региональный командир в конфликте, всего на всего российский офицер.

 

Неужели он один создал войска Новороссии и противостоял в одиночку украинской армии и правительству? Где командиры Стрелкова в этом процессе, включая верховного главнокомандующего? Ведь если судить, то судить главнокомандующего, а не простого солдата, а ведь Стрелков всего лишь промежуточный этап в цепочке приказов.

Время публикации: 
пятница, Февраль 9, 2018 - 12:30