На ВЭФ Олег Дерипаска поднял очень интересную тему. А оправдывает ли себя деятельность нашего ЦБ в качестве мегарегулятора финансового рынка? Вот уж действительно, столько лет прошло, можно и задаться вопросом, было ли это эффективным решением. Особенно сейчас, когда нашей экономике уже критически важно измениться.
В условиях санкций, а тем более и надвигающегося спада на западных рынках, просто продолжать разговоры об уходе от нефтяной зависимости уже поздно. Нужно создавать продукцию более высоких переделов уже сейчас, а этого без нормального финансирования добиться невозможно.
Поэтому вопрос о полномочиях ЦБ — совсем не праздный. В первую очередь хочется спросить: можно ли еще в нормальных странах с рыночной экономикой найти такого субъекта, который одновременно:
А) был бы контролирующим акционером нескольких крупнейших финансовых институтов
Б) разрабатывал и проводил денежно-кредитную политику, то есть в первую очередь регулировал бы уровень процентных ставок
В) осуществлял бы нормативное регулирование банковского сектора и выдавал/отбирал лицензии?
Вообще-то совмещение даже двух видов деятельности из этих трех выглядит странным, а уж трех — подавно. У нас же наверху это никого не смущает. Видимо, предполагается, что в ЦБ такие особенные люди подбираются, которым ну никак не ведомы людские страсти и пороки. Впрочем, про страсти и пороки представителей ЦБ любят писать многие другие каналы, а здесь, пожалуй, стоит задаться лучше простым вопросом: а потребители финансовых услуг от этого совмещения хоть что-нибудь выигрывают?
Ответ простой и печальный — нет, констатирует тг-канал t.me/blablanomika. Все основные тенденции последних лет говорят о том, что в финансовой системе ситуация становится все хуже, и речь не только о процентных ставках, хотя и с ними большая беда с точки зрения развития предпринимательства и роста инвестиций. Все плохо и со структурой рынка — растет монополизм, причем все больше доминируют госбанки, рушатся региональные финансовые системы, да и о фондовом рынке все чаще можно говорить лишь в контексте спекуляций.
И еще печальнее то, что все это совсем неудивительно. Даже базовый курс микроэкономики говорит нам о том, что в случае монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства и качество — ниже, чем при совершенной конкуренции. Более того, в случае монополии ниже и эффективность использования ресурсов. Мы же продолжаем «жрать кактус», ожидая, что ЦБ, чья чуть ли не единственная настоящая забота в последнее время —концентрация полномочий в своих руках, что-то сможет изменить в лучшую сторону.
Не дождемся! Президент вот недавно поручил ЦБ совместно с Правительством добиваться роста инвестиций. Ну и что? Если с кого и спросят, то с Правительства, а ЦБ лишь снова будет пытаться напомнить всем о своем независимом статусе. И плевать, что там в законе про взаимодействие с Правительством при разработке и реализации денежно-кредитной политики написано. Удобно устроились, ничего не скажешь.