Недавно западные аналитики (и примкнувшие к ним украинские «специалисты») в очередной раз эпически сели в лужу. Поводом стало, как нетрудно догадаться, снижение курса рубля.
Новости с финансовых бирж ввели простоватых недоброжелателей России в состояние эйфории.
Отчаявшись ждать эффекта от разрекламированных антироссийских санкций, они с радостью объявили рост курса доллара (и курса евро) признаком краха «путинской экономики». Западные издания моментально сварганили картинки с падающим рублем, который пробивает океанское дно. Донельзя остроумные украинские пропагандисты украсили свои глубокомысленные прогнозы изображением салюта и открытой бутылки шампанского.
Дальнейшему празднованию помешало одно обстоятельство: краха российской экономики не случилось.
«Перемога» на экономическом фронте обернулась тем же, чем «контрнаступ» на военном: пшиком. Как пишет немецкое издание Spiegel,«ожидать коллапса российской экономики не стоит». Более того, по мнению журналиста Беньямина Биддера, санкционное давление и тяготы войны народное хозяйство РФ может выдерживать долгие годы.
Дело в том, что сейчас – не девяностые годы прошлого века, и курс рубля больше не считается индикатором серьезного экономического кризиса.
Известно, что курс валют определяют предложение и спрос. Схема простая: если люди массово меняют рубли на юани, или доллары и евро (в безналичной форме), то курс национальной валюты снижается. Соответственно, массовый «сброс» валюты укрепляет курс «деревянного».
Полтора года назад, в первые недели СВО, курс рубля ожидаемо упал. Ситуацию спасло российское правительство, резко ограничив продажу евро и долларов за рубли. Кроме того, антироссийские санкции в разы снизили спрос на валюту, причем как у граждан, так и у крупных предприятий. Простые люди потеряли возможность ездить в недружественные страны, а российские компании – закупать на Западе товары и оборудование.
Вместе с этим правительство России обязало отечественные предприятия обменивать валютную экспортную выручку на рубли по курсу Центробанка.
При этом своей конвертируемости рубль не потерял. Зато в течение прошлого года национальная валюта заметно выросла в цене. Здесь огромное значение имели высокие прибыли России от продажи сырьевых ресурсов. Получилось, что в условиях СВО Россия получила огромный профицит торгового баланса: в 2022 году он составил 291 миллиард долларов.
Сейчас цены на российское сырье, как и следовало ожидать, немного снизились. Соответственно отреагировал курс рубля.
Но никаких признаков обвала, естественно, нет.
Президент и правительство никакого волнения по этому поводу не выказали. Тем временем, контролируемое снижение курса рубля серьезно помогает российской экономике. Относительно слабая национальная валюта снижает дефицит госбюджета. Дело в том, что страна экспортирует сырьё за валюту, а пенсии и оклады бюджетников выплачивает в рублях. Расчеты в рамках Гособоронзаказа тоже идут в национальной валюте.
Получается, что при снижении курса рубля за каждую проданную тонну нефти, руды или удобрений страна получает больше рублей, даже если стоимость сырья не меняется.
Результат сочетания этих факторов вполне ожидаемы. Судите сам: инфляция в 4 % по сравнению с другими странами считается весьма умеренной. Более того, российская экономика в 2023 году даже выросла на 0,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А значит, как пишет совершенно недружественный нашей стране Spiegel, при прогнозируемом дефиците госбюджета на уровне в 3-4 % Россия может держаться годами.
Читайте также:
В Северной столице подростки, спасенные из Верхнего Суздальского озера, скончались
Под Питером задержали рецидивиста, повредившего топором чужую иномарку